Гридин Павел

Рассказ ведется от лица мамы Белякова Андрея 2010 г. (отделение футбола) Татьяны.

Близится 75-годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Ветеранов почти нет уже в живых, остаются лишь дети войны, которых все меньше с каждым годом. Тех, кто видел ужас войны собственными глазами, видел смерть, кровь, ощущал голод, холод, болезни, ранения, потери близких… Тех, кто может лично об этом рассказать, вспомнив всё, хоть и очень больно. 

Нынешнее молодое поколение уже почти не застали воевавших или работавших в тылу во время войны родственников. Знают все со слов третьих лиц, которых там не было. Информация искажается, что-то не доносится вовсе. 

Но я отношусь к тем людям, которые лично видели и общались с ветераном, участником боевых действий. Более того, я не просто с ним общалась, он принимал непосредственное участие в моем воспитании. Это мой дедушка, отец моей мамы – Гридин Павел Захарович.

Родился он 22 марта 1922 года в селе Старый Ропск Брянской области.

Когда началась война, моему дедушке было 19. Призвался 01.01.1941 г. он в Климовском районном военкомате тогда еще Орловской области, ныне Брянская область. А далее он попадает в 516 стрелковый полк 107 стрелковой дивизии, где начинается его боевой путь.Уже начиная с 29.09.1941 г. он в составе полка участвует в боевых действиях, согласно журналу боевых действий (рассекреченному в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 г. №181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой отечественной войны 1941-1945 годов»), опубликованному на сайте pamyat-naroda.ru. В этом полку он проведет все 4 года войны. И победу встретит в Польше. Вот их районы боевых действий:

28 июня -24 июля 1942 года: Воронежско-Ворошиловградская операция;

13-27 января 1943 года: Острогожско-Россошанская операция;

24 января -17 февраля 1943: Воронежско-Касторненская операция;

19 февраля -3 марта 1943 г.: Харьковская оборонительная операция;

26 августа-30 сентября 1943 Полтавско-Кременчугская операция;

26 августа – 23 декабря 1943 Битва за Днепр;

4 марта-17 апреля 1944 Проскуровско-Черновицкая наступательная операция (Освобожден г. Кременец)

13 июля – 29 августа 1944 г.: Львовско-Сандомирская операция;

10 марта -5 мая 1945 г Моравско-Остравская наступательная операция;

5-12 мая 1945 г. Верхне-Силевская наступательная операция.

Вот выдержка из журнала боевых действий 107 стрелковой дивизии за 9 мая 1945 г.: «…Все артиллерийские части снялись с боевых порядков и вместе с поддерживаемыми частями форсируемым маршем двигались в общем направлении на Прагу. 9-го мая 1945 г. на всем участке действия дивизии была полнейшая тишина. Ни выстрела, ни разрыва. Все говорило о том, что наступил Великий день Победы…»

1 июля 1945 107 стрелковая Кременецкая ордена Суворова II степени дивизия прекратила свое существование – расформирована. 

Медалей и орденов у него было немало, но информация лишь об одной медали попала в архив.

 «..Приказ №020/н по 516 стрелковому полку 107 стрелковой дивизии Воронежский фронт 30 июля 1943 г. от имени президиума Верховного Совета медалью за отвагу наградить командира отделения батальона старшего сержанта Гридина Павла Захаровича за то что он за время боев за деревни: Козачье, Раевка, Верхний Ольшанец действовал смело и решительно. Сам лично уничтожил 13 солдат противника… » 

Домой дедушка вернулся победителем. С ранениями. Но он очень любил говорить о войне. Жаль, мы тогда не очень-то слушали. Вот что он мне писал в письмах, когда я училась  на 1 курсе Военной академии связи «…в моё время армия была образцом товарищества, дружбы, взаимопомощи и взаимовыручки. Девиз «Сам погибай, а товарища выручай» – это не пустая фраза. Это было у нас у солдат в крови, в душе. И мы это выполняли не за страх. И ходили в атаку, зная, что бы не случилось, а товарищи, командир не бросят в трудную минуту. Покинуть свою роту, свой полк было большим горем. Это все равно что покинуть, своих братьев, семью. Большим праздником было вернуться после госпиталя в родной полк, как случилось у меня. Командиры были у меня хорошие. За 7 лет службы в армии (4 года на войне и 3 в танковом училище) вспоминаю о них тепло и с гордостью, они были настоящими командирами». 

Да, дедушка, вернувшись с войны сразу пошел учиться в Саратовское танковое училище. Проучился он там 3 года и всего год не доучился до лейтенантских погон. Вот что он  писали мне про свое военное училище послевоенных времен:

«В звании старший сержант за войну пришлось многое пережить. И горечь отступлений, и радость победы. Освобождал Польшу, Германию. После победы направили в г. Саратов  2 Танковое училище. Тут-то и встретили меня трудности. Белоснежные простыни, верблюжьи одеяла, новенькие койки, светлая теплая казарма. От этого за войну отвык. А привыкать к новому трудно, не охота. Смотришь на эту белоснежную койку как на врага. На нее ни сесть, ни лечь нельзя. Сел или прилег, старшина тут же «Встать! Наряд вне очереди». Утром нужно заправить по струнке, после обеда дневной сон 1 час и тоже заправить. В столовой тоже белоснежные скатерти. Капнул – наряд вне очереди. Этому бы радоваться, а встречаешь в штыки. Лучше есть из котелка, спать, где придется: на танке, под танком, в снегу, в нетопленной хате, у костра. Тут тебя не разбудят по пустякам – не так аккуратно сложена одежда, сапоги под койкой стоят неправильно. Вот так трудно привыкать к дисциплине. Пробовал смыться от дневного сна. Обнаружат – морали не избежать. Тебя в симуляции обвинят, что ты не бережешь свое здоровье и не сможешь выполнить долг перед родиной. За здоровьем следили строго. После зарядки ежедневно купались в Волге, в сентябре, октябре и даже в ноябре. Сначала многие заболевали, а потом привыкли. Я за 7 лет только один раз заболел малярией в Белоруссии в 1944 г. Но на фронте быстро вылечили трофейным ромом».

Дедушка не доучился, бросил. О чем всю жизнь жалел. Ведь в послевоенные годы офицеры были очень уважаемы и безбедно жили. Но он был умным, поступил и закончил педагогический институт. И опять могу процитировать его из писем ко мне: «Я в армии прослужил 7 лет. Надоело подчиняться. Случай помог демобилизоваться. Думаешь, я получил свободу? Нет. Свободы не получил. Хотя мне повезло. Я очень быстро поступил в пединститут. Относительная свобода вроде есть. Я могу бродить, где захочу. На пустой желудок. Но пойти куда хочу, я не могу. Нет денег ни на кино, ни на танцы, ни даже в парк отдыха( вход стоил 1 рубль).Стипендия 220 руб. За квартиру 100 руб. и паек хлеба 400 гр. в день 600 грамм круп пшена или перловки на месяц. Вот диета питания. И свобода жить. И почти еженедельная поездка домой за молоком в поезде без билета. Из дома дадут бидон молока 3,5 л. на неделю. Конечно, к концу недели есть его только с похмелья. На экзаменах головокружения от недоедания. Вот во что вылилась моя свобода. А подчиняться пришлось всю жизнь, работая и учителем, и директором школы. Кроме того, мне пришлось работать до 60 лет вместо 45 как в армии. Учась в военном училище, мне давали довольствие 760 руб., хорошее питание, одежда. А в институте ходил в армейских недоносках и в валенках недоношенных, подшитых автомобильной покрышкой. В военном училище я мог пойти в любой театр, кино, танцы, нам приносили билеты. А еще мне ежемесячно давали 1 кг. шоколадных конфет за то, что я не курил. Вот такая была моя неволя.»

Дедушка был педагогом, мудрым тактичным, добрым. 7 лет руководил  Староропской школой в должности директора школы. Более 20 лет он отработал в Климовской школе-интернат.  Педагогический стаж около 40 лет. Кто его помнит, отзываются о нем очень тепло и по-доброму. 

 Вместе с  бабушкой тоже педагогом вырастили и воспитали, троих дочерей, которые тоже пошли по стопам и стали учителями, троих внуков. Он занимал очень важное место в моей жизни, поддерживал меня в трудные минуты во время обучения в Военной академии. Всегда был на моей стороне, советовал, поддерживал, гордился и просто любил.  Радовался и безумно гордился вместе со мной моему первому офицерскому званию «лейтенант» после окончания Академии, кажется, что и его мечта стать офицером сбылась вместе с моей. Через год после моего выпуска, его не стало. Зато успел подержать правнучку на руках. А еще он был очень трудолюбив, не имел вредных привычек. Мы гордились им всегда, прислушивались, были рядом, заботились. Всегда он был во главе стола, всегда аккуратно,  но твердо высказывал свое мнение. Он прожил долгую, интересную и добрую жизнь. Память о моем дедушке будет вечна, в наших сердцах, в сердцах наших детей. Он наш герой!